«Днесь светло красуется славнейший град Москва…»

«Днесь светло  красуется славнейший  град Москва…»

От редакции

С 8 сентября 2017 года по 21 января 2018-го в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи проходила выставка «Москва сквозь века», приуроченная к 870-летию столицы. Особое внимание в экспозиции было уделено формированию иконографии города – от образов послепожарной Москвы в иконописи XVII века и первых пейзажных видов столицы в работах Ф.Я. Алексеева до поисков «формулы Москвы» художниками ХХ века и отображения города современными мастерами. Выставка состояла из нескольких разделов. В одном из них, названном «Москва – Третий Рим», были представлены иконы второй половины XVII – начала XIX века как с изображениями архитектурных памятников Москвы, так и с ее главными святынями. Публикуемая статья представлена куратором раздела иконописи этой выставки.

 В древнерусском искусстве не было места реальному миру, хотя физический мир совершенно не отрицался. По словам Дионисия Ареопагита, христианского писателя I века, человек возвышался к «божественному созерцанию посредством чувственных образов». На иконе гора, дерево, река, олицетворяющие богатства природы, стали символизировать духовное возрождение, воскресение, вечность. Архитектурный ансамбль из стены, одной или нескольких башен, деталей фасада дома или дворца изображал город или церковь. Если же архитектурный ансамбль и обозначал конкретный город, например Иерусалим, он не имел ничего общего с его историческим видом.

Иконописцы были не только мастерами рисунка и живописи, но и философами, мудрецами, раскрывающими через свое искусство смысл бытия, а также и своеобразными «хронистами». Так, на иконе «Положение ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля» (вторая четверть XVII в.) отражено историческое событие, произошедшее в феврале 1625 года. Тогда персидским шахом Аббасом в дар царю Михаилу Фёдоровичу и его отцу, патриарху Филарету Никитичу, была прислана риза (хитон) Господня в золотом ларце, украшенном драгоценными камнями.

Иконостас Успенского собора Московского Кремля с расположенными в местном ряду, по сторонам Царских врат, особо чтимыми образами Богоматери Владимирской (слева), Спаса Златая Риза и Успения Богоматери (справа) представлен на иконе начала XIX века. На небольшой двусторонней иконе XVIII века, написанной, вероятнее всего, по заказу благочестивого прихожанина, изображена Богоматерь Влахернская, находившаяся в специально сооруженном киоте в алтаре Успенского собора среди икон, поднесенных в разное время русским государям.

Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 2, 2018 год
Автор:  Галина Сидоренко
Кол-во иллюстраций:  19