О монументальном искусстве монументально

О монументальном искусстве монументально

Большое видится на расстоянии… Эта ставшая банальной фраза по-прежнему характеризует наше суетливое восприятие настоящего. Чтоб оценить его масштаб, нужны время и, увы, утраты, которые и задают шкалу сравнений и ценностей. Эта неисправимая логика запоздалого осознания относится в полной мере и к профессиональному наследию Владимира Павловича Толстого, измеряющемуся не только книгами и статьями, но и кипучей разнонаправленной деятельностью, которую можно назвать «жизнь в культуре».

Сегодня мы уже привыкли к институтам кураторства и артменеджмента, галерей и культурных центров, которые не только обеспечивают кровоток современного художественного процесса, но и во многом инициируют его. В советское время в ситуации абсолютной государственной и партийной монополии на любое творчество такие личности, как В.П. Толстой, по сути дела, заменяли собой все эти отсутствовавшие институции. 

Профессиональная увлеченность и необходимая доля дерзости побуждали ученого организовывать новые научные отделы и задавать неожиданную проблематику междисциплинарных архитектурно-художественных исследований, вести постоянные диалоги с художниками, соединять историческое и актуальное, вырабатывать те основополагающие теоретические постулаты, которые могли служить критериями оценок в ежедневной художественной практике. Сейчас, когда гуманитарное знание все больше уходит в нюансы и маргиналии, масштаб и широта искусствоведческих подходов потрясают. 

Впрочем, для поколения исследователей-гуманитариев пятидесятых гигантизм и своего рода бесстрашие их деятельности были общеприняты. В военном 1942 году на отделение искусствоведения филологического факультета МГУ были зачислены Владимир Павлович Толстой, Надежда Анатольевна Виноградова, Дмитрий Владимирович Сарабьянов, Татьяна Павловна Каптерева, Нина Александровна Дмитриева, Александр Абрамович Каменский, Олег Игоревич Сопоцинский, Магдалина Михайловна Ракова… Этот неполный список напоминает список литературы для подготовки к экзамену по искусствознанию и методологии, который большинство собратьев по нашей профессии сдают в бытность свою студентами. 

Все перечисленные выше имена представляют ту плеяду ученых, которых можно без преувеличения назвать столпами искусствоведения второй половины ХХ века. Именно они, по сути, и закладывали основы отечественного искусствознания, определяя главные векторы научной проблематики, вырабатывая методологию, ставя свои – личностные – зарубки на поле всеобщей истории искусства. И все это вопреки окружавшим их идеологическим реалиям советского режима. Условия их профессионального созревания, историческая и политическая драматургия (если не сказать – трагедия) 1940–1950-х годов, непосредственно затронувшая их судьбы, и одновременно фундаментально усвоенная ими школа и безупречное отношение к этике нашей профессии позволяют назвать это поколение монументальным во всех мыслимых значениях этого слова. 

Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 2, 2018 год
Автор:  Ольга Холмогорова
Кол-во иллюстраций:  21